Харьковская Духовная Семинария (ХДС) является учебным заведением Украинской Православной Церкви, готовящим священно- и церковнослужителей.
Начало свое она берет с 1726 года, когда, по образцу Киево-Могилянской Академии, в Харьковской епархии был основан Духовный коллегиум, которому историки дали наименование «Духовна Академія Слобідської України». В 1841 г. Харьковский Коллегиум был переименован в Харьковскую Духовную Семинарию.
Главная цель нашей духовной школы – готовить добрых пастырей народа Божия, благочестивых строителей святых Таинств, искусных в слове назидания и, что еще важнее, своей жизнью дающих добрый пример для всех.
Духовные школы призваны воспитывать благочестивых, беззаветно преданных Церкви работников на ниве Божией, непоколебимо стоящих на краеугольном камне Православной веры во Христа, глубоко понимающих Священное Писание и Предание, благоговейно чтущих и бережно хранящих церковные традиции.
Воспитание – это взаимный и таинственный процесс, в котором человек только участвует, совершитель же его Господь. Эта мысль должна стать позицией и того, кто призван быть воспитателем, и того, кто должен быть воспитан.
Другими словами, воспитание должно стать путем духовного совершенствования. Очевидно, что оно имеет особенности, когда речь идет о воспитании будущих священнослужителей – тех, кто призван Богом служить спасению других людей.
Для православного христианина неизменным остаются заповеди Христовы и законы духовной жизни. Священнослужитель должен оставаться христианином в любых общественных и политических обстоятельствах,  руководствуясь словами апостола Павла: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13, 8). Как 2000 лет назад гордость и тщеславие были грехами, тем же они остаются и сегодня. Как кротость и благоговение украшали христианина, такими же они остаются и сегодня.
Духовное воспитание в нашей семинарии происходит в условиях той реальной общественной жизни, которой живет Церковь.
Современный молодой человек, пришедший в духовную школу, нередко уже во многом приобщен к «культурным ценностям» современного мира, которые зачастую не только не христианские, но и антихристианские. Отсюда, первой проблемой для духовного воспитания является процесс воцерковления, приобщения к подлинно христианским ценностям.
Но духовное воспитание не останавливается только на воцерковлении. Сила греховного соблазна в условиях развития современных информационных и медиатехнологий возрастает в геометрической прогрессии. Поэтому система духовного образования призвана научить будущего пастыря ограждать себя и других от соблазна греха и бороться с ним.
Важную роль в духовной жизни учащихся играет богослужение. Учебные и научные занятия становятся продолжением богослужебных действий. Таким образом, Храм и аудитория сливаются воедино. Богословская наука получает настоящую значимость, именно когда она творится при Храме.
Регулярное участие в богослужении является главнейшим аспектом жизни ХДС. Святой Ефрем Сирин говорит: «Ничто так не укрепляет человека в добродетели, как богослужение».
В богослужениях воспитанники семинарии участвуют ежедневно: в будничные дни – в семинарском Трёхсвятительском храме на территории Свято-Покровского монастыря, а в воскресные и праздничные дни семинаристы принимают участие в богослужениях в Свято-Благовещенском кафедральном соборе или в домовом храме в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова Архиерейской резиденции.
Центром христианского богослужения и его сердцевиной является Святая Евхаристия, через Причащение человек освящается, обожается, соединяется с Самим Христом. Переживая момент Святого Причащения, человек может воскликнуть вместе с апостолом Павлом: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 20). Учащиеся семинарии регулярно и совместно приступают к Таинствам Исповеди и Святой Евхаристии как единая семья.
Неотъемлемой частью духовной жизни ХДС являются паломнические поездки к святым местам. Уже стало доброй традицией паломничество в Свято-Успенскую Почаевскую Лавру на Новый год и на праздник св. преп. Амфилохия Почаевского, а также паломничество в Свято-Успенскую Святогорскую Лавру.
В паломнической поездке человек духовно обогащается, участвуя в длинных монашеских Богослужениях, общаясь с духовниками, прикасаясь к святыням, знакомясь с церковной архитектурой.
Уже не первый год воспитанники ХДС несут послушание духовно-нравственной помощи лицам, находящимся в местах лишения свободы, исполняя слова Спасителя: «В темнице был, и вы пришли ко Мне». Следует отметить, что проведение таких духовных бесед является необходимым делом в обществе людей с ограниченной свободой, которые имеют искреннее желание понять и освоить нравственные основы Православной Церкви. В местах лишения свободы семинаристы проводят не только духовно-нравственные катехизаторские беседы, но и ежегодно организовываемые Рождественские благотворительные концерты. Кроме этого, воспитанники принимают участие в миссионерском служении в общеобразовательных школах, интернатах, техникумах города Харькова.
Духовно-нравственное состояние человека зависит от многих факторов, и одним из самых важных является его физическое здоровье. В здоровом бодром теле, которое регулярно пребывает в физических упражнениях, всегда будет находиться крепость духа и трезвость души. Воспитанники ХДС в свободное от учебы время занимаются спортом. В общий круг спортивных занятий вошли игры: футбол, волейбол, настольный теннис, зимние катания на лыжах и коньках, - также есть ребята, которые играют в шахматы и бильярд.
Как в каждой духовной школе, так и в Харьковской Духовной Семинарии задачи будущих церковно-священнослужителей пронизывают собой и подчиняют себе всю образовательную систему. Следует отметить, что семинария именуется не Богословской Семинарией, а Духовной Семинарией, в основе которой не механическое усвоение Богословских наук и стремление образования одного лишь ума учащихся, а развитие в них внутренней силы в духе благочестия. Христианство есть прежде всего жизнь, а не система знаний.