ГЕРБ № 1

Полный блазон (геральдическое описание)

Содержание данного герба выявляет его структура, соединяющая характерные признаки православных церковных гербов и обусловленная их традициями: пышная картуш с полем произвольной формы, а также стилистика изображения (внешних) составляющих основывается на традициях русского иконописания.

Оригинально очерченным самостоятельным местом в поле гербового картуша является овал с наложенным на него по центру стилизованным крестом, который делит поле на четыре части содержащих в себе символы (хризма, малый герб епархии, Кафедральный Благовещенский Собор, евангелие).  В центре овала и креста вписан образ святого апостола евангелиста Иоанна Богослова, покровителя ХДС.

Бесспорным отличительным признаком герба Харьковской духовной семинарии служат такие символы как Харьковский Кафедральный Благовещенский Собор и самостоятельная эмблема (герб) Харьковской епархии.

Картуш сверху увенчивает хоругвь с изображением Покрова Пресвятой Богородицы. За щитом перекрещены атрибуты архиерейского сана: скошенный вправо святительский крест и скошенный влево посох.

Девиз помещается в гербе внизу под картушем  на ленте.

Семантика герба (раскрытие символики)

1.  Хоругвь.

Хоругвь – четырёхугольное знамя, разделяющееся внизу на три длинные косицы, имеет сверху кольца для укрепления шнуров, а снизу обшито бахромой. Представляет собой полотнище на древке с образом Богородицы.

Хоругви призваны напоминать о Крестном пути и Воскресении Христа.

В нашем случае, хоругвь с изображением Покрова пресвятой Богородицы является атрибутом, обозначающим расположение семинарии в стенах Свято-Покровского мужского монастыря.

2. Картуш (фр. cartouche, от итал. cartoccio – свёрток, кулёчек) – в декоративном искусстве – «мотив в виде полуразвернутого, часто с надорванными либо надрезанными краями рулона бумаги, свитка», на котором может помещаться герб, эмблема или надпись.

3. Крест. Золотой крест означает просвещение. Напоминает о необходимости покаяния и нравственного очищения.

4. Книга. Открытая книга означает книгу жизни, учение и дух мудрости, откровение и мудрость писаний.

5. Иисус Христос – «Альфа и Омега». Благоприятной монограммой считается комбинация букв «альфа» и «омега» – первой и последней букв греческого алфавита, которые ранние христиане использовали для обозначения всемогущества и бесконечности Бога, как записано в «Апокалипсисе»: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний» (Откр., 21:6). Монограмма «Альфа и Омега» символизирует вечность Иисуса Христа.

6. Монограмма ХР. Представляющая собой две первые буквы греческого написания имени Христос: «хи» и «ро». Эта монограмма символизирует самого Христа, его покровительство и его победу над смертью.

7. Благовещенский Собор г. Харьков. Собор, в котором проходят богослужебную практику семинаристы и рукоположенные священники.

 8. Девизная лента (нем. Zettel – полоска, ярлык) – узкая лента или полоса, на которой начертан гербовый девиз.

9. Жезл. Символизирует архиерейскую власть и заботу о вверенной ему пастве, а также как ректора семинарии отеческое попечение об учащихся (в церковной геральдике присутствует с XII века).

10. Образ святого апостола евангелиста Иоанна Богослова.

В иконографии апостол Иоанн изображается кротким, величественным и духоносным старцем, с печатью полного спокойствия на челе и глубоким взором созерцателя неизреченных откровений. Главная особенность духовного облика апостола открывается через его учение о любви. Любовью пронизаны все его писания, основная мысль которых сводится к понятию, что Бог в Своем существе есть Любовь (1 Ин. 4, 8). Служение Любви – весь жизненный путь апостола Иоанна Богослова.

11. Малый герб епархии. Наличие данного  символа свидетельствует о местоположении семинарии в Харьковской епархии.

Применённые цвета (финифти и металлы)

Зеленый цвет – природный, живой. Это юности, цветения, надежды, вечного обновления. Зеленый цвет означает, что духовный подвиг, умерщвляя греховные начала низшей человеческой воли, не умерщвляет при этом самого человека, а оживотворяет его сочетанием с Царем Славы (желтый цвет) и благодатью Духа Святого (голубой цвет) к жизни вечной и обновлению всей человеческой природы.

Красный – это цвет тепла, любви, жизни, а также безграничной взаимной любви Бога и человека.

Золотым цветом и светом в иконе возвещается радость. Золото  на иконе символизирует Божественную энергию и благодать, красоту мира иного, самого Бога. Солнечное золото как бы поглощает зло мира и побеждает его.

Желтый, или охра – цвет наиболее близкий по спектру к золотому, часто является просто его заменой, также является цветом высшей власти ангелов.

Синий и голубой – это бесконечность неба, символ иного, вечного мира.