Возбранный и прежде век от Отца Рожденный, Спас мира и Царь веков, яко Отроча родися нам, Сын, и дадеся нам, Сей ныне волею плоть приим от Девы и, яко разумное Солнце Правды, сущим во тьме и сени смертней седящим Боголепно возсия. Приидите, возрадуемся, зряще Бога во плоти, в Вифлееме нас ради пеленами повиваема, и с волхвы и пастырьми Сему покланяющеся, велегласно возопиим: Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение.
                                                                                                                                                                                                                                       Митрополит Никодим (Руснак). Акафист Рождеству Христову. Кондак 1.
 
   Более двух тысяч лет радостным восклицанием ангельского славословия верующие чада Церкви Христовой поздравляют друг друга с Рождением во граде Вифлееме от Приснодевы Марии Одного из Лиц Божественной Троицы, Господа нашего Иисуса Христа: "Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение!" (Лк. 2,14). Рождество Христово стало великим событием, которое изменило ход мировой истории и жизнь каждого человека в Божием домостроительстве нашего спасения. Господь сошёл на землю и, "не теряя божества, Он стал человеком" (Святитель Иоанн Златоуст "Слово на Рождество Спасителя нашего Иисуса Христа"), принял на Себя нашу плоть, "пришёл,...чтобы послужить и отдать душу Свою ради искупления многих" (Мф. 20,28). Грех непослушания своему Творцу, совершённый первыми людьми, врачуется Воплощением ради искупления, Воплощением ради спасения. "...Слово стало плотию" (Ин.1,14), и в Вифлеемском вертепе рождается Владыка неба и земли,"Сущий прежде веков" (Преподобный Иоанн Дамаскин "Точное изложение православной веры"), "Господь всех" (Деян.10,36). 
    Множество лет человечество жило ожиданием Христа - Избавителя от греха, проклятия и смерти. Лучшие умы древнего мира доходили до понимания того, что человек не может вершить духовное спасение лишь своими силами. Ветхозаветные праведники переносились мысленным взором в наши новозаветные времена благодати и истины, которые "произошли чрез Иисуса Христа" (Ин.1,17). Но даже им не была полностью открыта "великая благочестия тайна: Бог явился во плоти" (1 Тим.3,16). Известный богослов ХХ века митрополит Антоний Сурожский отмечал: "Бог, во Христе, явился нам небывалым и непостижимым образом. Языческие народы могли себе представить Бога великого, Бога небесного, как бы воплощающего всё великое, величественное, дивное, о чём человек может мечтать на земле. Но только Бог мог открыться человеку, каким Он открылся в Рождестве Христовом: Бог стал одним из нас". Сын Божий рождается на земле, чтобы стать во всём подобным людям. Во всём, кроме греха. Единый Безгрешный, Он "оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознёсся во славе" (1Тим.3,16).
   Сегодня, когда мы вновь переживаем великую духовную радость праздника Рождества, принесём Богомладенцу-Христу, подобно пастырям и мудрецам, "виде[вшим] звезду Его на востоке и приш[едшим] поклониться Ему" (Мф.2,2), нашу веру, нашу надежду и нашу любовь ко Господу, сердце сокрушенное и смиренное, которое "Бог не уничижит" (Пс.50,19). Пусть, по милости Божией, эта духовная радость поможет в каждом из окружающих нас на жизненном пути людей видеть образ Христа, Который Своим рождением положил начало новой эре и даровал "верующи[м] в Него" (Ин.3,18) добродетель милосердия, любовь к ближнему и свет познания Единого, Истинного Бога, как воспевает это Святая Церковь: "Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума..." (тропарь праздника). Господь пришёл для всех, и потому мы должны поделиться радостью о рождённом Спасителе не только с нуждающимися и страждущими нашими братьями и сёстрами во Христе , но также и с теми, кто не ещё не отыскал дорогу к храму или совратился с неё, заблудился на перепутьях земных испытаний. Вспомним, как назидает нас Вселенский великий учитель и святитель Иоанн Златоуст: "Как многие из предстоящих здесь в храме желали бы жить в то время, когда Христос во плоти пребывал на земле, чтобы быть под одним с Ним кровом и разделять с Ним трапезу! Теперь вот это возможно, мы можем приглашать Его на вечерю и вечерять с Ним даже с большею пользою. Будем одевать нагого, принимать странника, питать алчущего, напоять жаждущего, посещать болящего (Мф. 25, 35-36)". Ведь истинная цель жизни нашей, по слову преподобного Серафима Саровского, "есть стяжание Духа Святаго Божия, пост же, бдение, молитвы, милостыня, и всякое Христа ради делаемое добро суть средства для стяжания Святаго Духа Божия».
  Милость Божия, излиянная в Рождестве Христовом, дарует нам "доступ к той благодати, в которой стои'м и хвалимся надеждою славы Божией; и не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает" (Рим.5,2-5). Пусть день наступающего года будет для нас памятным (Исх.12,14), пусть каждый день будет освящён добром и светом Христова Рождества, "ибо Божественная Сила, как свет сквозь прозрачную среду, воссияла через человеческое тело, просвещая тех, у кого чисты очи сердца, в числе которых хорошо бы оказаться и нам, открытым лицом отражая Славу Господню, чтобы и нам преображаться от славы в славу (2 Кор. 3,18) благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава честь и поклонение ныне и присно и во веки веков. Аминь" (Святитель Василий Великий "Гомилия на Рождество Христово").