Воздвижение Честнаго и Животворящаго Креста Господня

27-го сентября 2018 года Православная Церковь воспоминает Воздвижение Креста Господня. Этот праздник входит в число двунадесятых; особенностью его является то, что в этот день предписывается строгий пост.

Богослужение этого дня примечательно тем, что на нем совершается «чин Воздвижения Креста», суть которого заключается в следующем:

В соборах и приходских храмах, по благословению епархиального архиерея, совершается чин воздвижения Креста.

После выноса Креста священник с диаконом делают три земных поклона (в какой бы день седмицы ни случился праздник Воздвижения). Предстоятель берет Крест, украшенный живыми цветами, и становится лицом на восток (к алтарю), начиная первое воздвижение. Диакон стоит лицом к Кресту, на некотором расстоянии от него, держа в левой руке свечу, а в правой кадило, и произносит велегласно ектению: «Помилуй нас, Боже…», состоящую из пяти прошений, на каждом из которых совершается чин воздвижения.

Диакон: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молимся Тебе, услыши нас, Господи, и помилуй, рцем вси». Хор поет 100 раз: «Господи, помилуй».

В начале пения «Господи, помилуй» предстоятель трижды осеняет Крестом на восток и при пении первой половины сотницы (50 раз) медленно преклоняет свою главу с Крестом насколько может низко, «на пядь от земли». По мере склонения Креста, голоса поющих понижаются, стихают. При пении второй половины сотницы (50 раз) предстоятель медленно поднимается. С такой же постепенностью пение возвышается, переходит на более высокие ноты, усиливается и заканчивается велегласным троекратным торжественным: «Господи, помилуй». При пении в 97‑й раз «Господи, помилуй» предстоятель выпрямляется и, стоя прямо, снова трижды осеняет Крестом на восток.

При соборном служении два сослужащих священника поддерживают предстоятеля под руки, а один или два других священника возливают непрерывно и медленно, помалу, из сосудов воду на Крест. Вода сливается в лохань, держимую свещеносцем. В воду можно добавить несколько капель розового масла или иных ароматов, но не духов или одеколона. По обычаю, эту воду разбирают молящиеся пос­ле службы.

После этого предстоятель обращается с Крестом лицом на запад. Диакон переходит на противо­положную сторону и, стоя перед Крестом, продолжает ектению, возглашая: «Еще молимся о оставлении грехов великаго господина и отца нашего Кирилла, Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, и господина и отца нашего Онуфрия, Блаженнейшего Митрополита Киевскаго и всея Украины, и господина нашего Высокопреосвященнейшего (Преосвященнейшего) имя рек (поминается правящий архиерей), и всего о Христе братства нашего, о здравии и о спасении, рцем вси». Предстоятель совершает второе воздвижение, как и первое.

Третье воздвижение, лицом к югу, совершается, как и первое. Диакон возглашает: «Еще молимся о богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, рцем вси».

Четвертое воздвижение, лицом на север, совершается, как и первое. Диакон глаголет: «Еще молимся о всякой души христианстей, скорбящей же и озлоб­ленней, здравия, спасения и оставления грехов требующей, рцем вси».

Пятое воздвижение, снова лицом на восток, совершается, как и первое. Диакон глаголет: «Еще молимся о всех служащих и послуживших во святей оби­тели сей (или: храме сем), отцех и братиях наших, о здравии и спасении и оставлении грехов их, рцем вси».

После пятого воздвижения поется: «Слава, и ныне» – кондак Кресту: «Вознесыйся на Крест волею…». При этом священник полагает Крест на аналой. Затем священнослужители поют: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко…», с земными поклонами, затем хор повторяет трижды, и далее стихиры Кресту, и совершается помазание елеем из лампады у Креста. Диакон произносит ектении: «Помилуй нас, Боже…» и «Исполним утреннюю молитву…». Окончание службы по обычаю.

Что касается Харьковского кафедрального Свято-Благовещенского Собора, то богослужение этого дня имело 2 отличия от предписанного по уставу: 1) чин Воздвижения предварялся крестным ходом, который возглавлял сам Владыка Онуфрий; 2) там, где хору предписано петь «Господи, помилуй» 100 раз, хор на самом деле пел по 75.

Вообще, праздник Воздвижения Креста Господня установлен в честь события, имевшего место в IV в., когда патриарх Иерусалимский Макарий и царица Елена (мать св. равноапостольного Константина Великого), встав на возвышенном месте, воздвигали (т.е. поднимали вверх для всеобщего обозрения) Крест, на котором был распят Спаситель). Расскажем об этом событии поподробнее:

История праздника Всемирного Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня началась с того, что в 326 году, мать равноапостольного св. Константина Великого, св. Елена, отправилась в Иерусалим, чтобы найти Крест, на котором был распят Спаситель. Оказалось, что враги Христовы зарыли этот Крест в землю и не просто зарыли, но поставили на этом месте капище Венеры. После того, как снесли капище и раскопали землю, то были найдены три одинаковых креста, а дощечка с надписью Пилата лежала отдельно от них. От прикосновения к одному из крестов воскрес умерший человек, поэтому все решили, что этот и есть тот самый Крест, на котором был распят Иисус Христос. Всем христианам, бывшим при этом, хотелось видеть этот Крест и поклониться ему. Чтобы все могли лучше видеть его, патриарх Иерусалимский Макарий и царица Елена, встав на возвышенном месте, воздвигали его, то есть приподнимали вверх. Вот почему и праздник, в который вспоминается это событие, называется праздником Воздвижения Креста Господня.

В царствование греческого императора Фоки, в VII в., Хозрой, царь персидский, овладев Иерусалимом, похитил вместе с прочими сокровищами и древо Креста. За то время, пока Крест Христов находился у язычников, многие из них обратились ко Христу. К увеличению славы Креста, со временем Персия потерпела великое поражение от приемника Фоки, императора Ираклия, что вынудило персов возвратить Крест Христов, иерусалимского патриарха Захарию и всех пленных христиан. Святая Церковь в память этого происшествия положила усугубить торжество праздника Воздвижения Креста Господня, соединить его с постом, и перенести со 2-го дня Пасхи, в который оно совершалось, на 27-е сентября (14-е сентября).