Вход Господень в Иерусалим

9-го апреля 2017 г. Православная Церковь вспоминает событие Входа Господня в Иерусалим, где Он в скором времени после этого принял Крестную смерть. Данное событие описывают все евангелисты. Праздник носит называние «Недели ваий» («ваий» означает «ветвей»). Это связано с тем, что во время торжественного Входа люди встречали Христа с пальмовыми ветками в руках – как Царя, который явит Божественную силу и уничтожит римских оккупантов. Однако, как мы знаем, Царство Христово «не от мира сего» (Ин. 18:36). И именно поэтому Он вошел в Иерусалим не на боевом коне, но на кротком осленке. Однако многие люди не поняли этого и ожидали от Него активных действий военно-политического характера.

Разочаровавшись в Иисусе и увидев, что Он не собирается в Иерусалиме совершать государственный переворот и захватывать политическую власть, та же самая толпа, которая встречая Его, подстилала под ноги Его осла свои одежды и кричала: «Осанна Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне!» – буквально через несколько дней после того кричала: «Распни, распни Его!».

Ежегодное празднование данного события призвано напоминать нам, христианам, о наших истинных приоритетах. Не в славе, не в богатстве, не в политическом влиянии заключается первоочередная цель жизни и деятельности христианина. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его…» (Мф. 6:33), – увещевает нас Божественный Учитель.

Что касается технической стороны праздника, то мы можем отметить пару интересных моментов. Во-первых, поскольку пальмовые растения на Руси распространены не сильно, то у нас издревле вошло в традицию в этот день приносить в храм и освещать ветви вербы, которая распускается примерно как раз в это время. И во-вторых, Вход Господень в Иерусалим, хотя и является двунадесятым праздником, однако не имеет предпразднства и попразднства. Это связано с тем, что к празднику с одной стороны примыкает Великий Пост, а с другой стороны – Страстная седмица.

Зачастую люди полагают, что Великий Пост продолжается вплоть до 24.00 Великой Субботы (т.е. до самого кануна Пасхи). Однако это неверно. Сам по себе Великий Пост завершается в пятницу 6-й седмицы. Его продолжительность действительно составляет ровно 40 дней, и он установлен в честь сорокадневного поста Спасителя в пустыне. А уже в понедельник (следующий день после праздника Входа Господня в Иерусалим) начинается Страстная седмица, являющаяся временем отдельного поста, посвященного воспоминанию последних дней земной жизни Иисуса Христа, Его страданий, Крестной смерти и погребения.