21-го ноября Православная Церковь отмечает праздник – Собор («собрание») Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Празднуется он, начиная со времен Поместного Лаодикийского Собора, 35-е правило этого Собора отвергает нечестивое почитание ангелов и регламентирует, как именно мы должны их воспринимать, а также устанавливает этот самый праздник, о котором идет речь.

Дело в том, что в первые века развития христианства были распространены ереси, суть которых сводилась к обожествлению ангелов и к воздаванию им такого же самого поклонения, которое следует воздавать одному лишь Богу. Некоторые из еретиков даже проповедовали, что ангелы являются творцами видимого мира и, как духи бесплотные, достойны почитания даже в большей степени, нежели Сам Иисус Христос. В частности, Святого Архистратига Михаила некоторые еретики называли богом евреев.

При всем нашем почтении к св. Архистратигу Михаилу и ко всем ангелам вообще, мы все же вынуждены констатировать факт, что ангелы – это творение Божье. Они тоже имеют в себе некоторый элемент ограниченности и по своей сущности и достоинству не являются равными своему (и нашему) Создателю.

Примечательно, что Лаодикийский Собор постановил праздновать Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных именно 8-го ноября (по старому стилю). Дело в том, что ноябрь является девятым месяцем от марта, с которого в древности начинался год (если считать так: март – первый месяц, апрель – второй, и т.д., то ноябрь окажется девятым; по такому же принципу считаются дни поминовения усопших – сам день смерти уже считается первым днем) – это напоминает нам о девяти ангельских чинах, которые суть: Серафимы, Херувимы и Престолы; Господства, Силы и Власти; Начала, Архангелы и Ангелы (см. книгу Дионисия Ареопагита «О небесной иерархии»). А 8-е число месяца указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божьего, который святые отцы называют «днем восьмым» (по некоторым трактовкам, шесть дней Бог занимался творением; седьмой день, в который Бог почил, продолжается сейчас; восьмой день – это жизнь будущего века), когда «приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним» (Мф. 25, 31).

Архангела Михаила мы называем Архистратигом. Это слово можно перевести, как «старший воин, вождь». Такое называние Архангел Михаил получил потому, что в Священном Писании он именуется «князем», «вождем воинства Господня» и именно он считается главным борцом против дьявола и всякого беззакония.

Вообще, святой Архистратиг Михаил, согласно церковному преданию, принимал участие во многих Ветхозаветных событиях. В частности, он:

- был поставлен Господом у сада Едемского после изгнания оттуда Адама и Евы, чтобы охранять путь к дереву жизни;

- во время выхода израильтян из Египта предводительствовал им в виде столпа облачного днем и столпа огненного ночью;

- через него явилась Сила Господня, уничтожившая египтян и фараона, преследовавших израильтян;

- явился Иисусу Навину и открыл волю Господа по поводу взятия Иерихона;

- уничтожил 185 тысяч воинов Ассирийского царя Сеннахирима;

- оградил от огня трех святых отроков: Ананию, Азарию и Мисаила, брошенных в печь на сожжение за отказ поклониться идолу.

И это далеко не полный перечень «дел» с его участием. Кроме того, Священное Писание ясно упоминает имя св. Архистратига Михаила, повествуя нам о том, как он:

- возглавил войну на Небе против отпавших от Бога ангелов (см. Откр. 12:7);

- запретил дьяволу явить иудеям тело святого пророка Моисея для обожения (см. Иуд. 1, 9).

Ну и конечно же, известны чудеса св. Архистратига Михаила, совершенные им в Новозаветный период истории человечества. Пожалуй, самым известным из них (но далеко не единственным!) является «Чудо Архистратига Михаила, бывшее в Хонех (Колоссах)», которое Православная Церковь празднует 19-го сентября.

Кроме св. Архистратига Михаила, мы знаем о существовании еще некоторых архангелов. Кстати, зачастую можно встретить ошибочное мнение, что нам открыты имена 7-ми из них, включая самого Архангела (Архистратига) Михаила. И даже на иконах обычно изображают именно семерых архангелов. Однако на самом деле, Священное Писание и Священное Предание повествуют нам не о 7-ми, а о 8-ми архангелах. Вот их имена: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил, Варахиил и Иеремиил. Что же касается иконописных традиций, то, как правило, на иконе не изображается либо архангел Иеремиил, либо архангел Салафиил. Кроме того, иногда встречается написание имени этого архангела в таком виде – Селафиил (вторая буква – «е», а не «а»).

В любом случае, мы сегодня воспоминаем не только святого Архистратига Михаила, не только святых Архангелов, но и вообще, празднуем торжество всех Небесных Сил бесплотных. Поэтому всех христиан мы поздравляем с Днем Ангела! Ибо каждый из нас при крещении получил своего Ангела Хранителя, память которого, наряду с прочими бесплотными Силами, Православная Церковь отмечает в этот день.