Память святого апостола и Евангелиста Иоанна Богослова 

Величия твоя, девственниче, кто повесть?
Точиши бо чудеса и изливаеши исцеления
и молишися о душах наших, яко Богослов и друг Христов.
(Кондак апостолу Иоанну Богослову)

      21 мая Святая Церковь чтит память святого апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, по достоинству назвавшая его апостолом Любви.
      Св. Иоанн Богослов был сыном галилейского рыбаря Зеведея и жены его Саломии, по преданию дочери Иосифа-обручника от первого его брака и, следовательно, падчерицы Божией Матери и сводной сестры Господа Иисуса Христа. Таким образом, он приходился Господу, по представлениям окружающих, племянником. У него был брат Иаков старший, бывший тоже в лике 12–ти. Обоих братьев за силу их духа и огненную ревность Господь прозвал «воанергес», что значит «сыны Громовы» (Мк. 3, 17). Повинуясь зову Господа (Мф. 4, 21 и Лк. 5, 10), Иоанн оставил родительский дом, став одним из приближённейших учеников Его вместе с Петром и Иаковом (Мк. 3, 17; Мф.17, 1 и 27, 36 ).      
После того, как Божественный Учитель Своим евангельским бдаговестием открыл всему миру «глаголы вечной жизни» (Ин. 6, 68) и преподал новую заповедь «любить друг друга, как Он возлюбил нас» (Ин. 13, 34), наступило время Его мессианского подвига — «упразднить смерть... и даровать миру живот вечный».
      Когда этот час наступил и Спаситель Мира, несмотря на все его дела, свидетельствовшие, что «Он есть Христом, Сын Бога Живого» (Мф. 16, 16), был предан «в руки человеческие» (Мф. 17, 22), с одним лишь требованием — «да будет распят» (Мф. 27, 22), нс только те, кого Христос еще недавно посещал, исцелял и даже воскрешал, отступили от него, «егда на Кресте пригвоздиша беззаконные Господа Славы», но даже ученик, клявшийся за Тайной вечерию душу положить за Него (Ин. 13, 37), смалодушествовал, говоря: «Не знаю Человека Сего». (Мк. 14, 71).
       Какой силою любви и неизмеримой глубиной веры нужно было обладать в те страшные минуты отступничества, чтобы ограниченным человеческим умом постичь величайшую тайну совершившегося и стать рядом с Богочеловеком, «на Кресте висящим», дабы с этой голгофской высоты, не умолкая, вечно говорить: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими!». (Ин. 3, 1).
       Здесь, у подножия «нас ради Распятого» (Конд. канона повечерия Великого пятка), святой апостол Иоанн за свою безграничную любовь к Спасителю и удостаивается от Него чрезвычайного благословенного наследования: «Жено! се, сын Твой!» (Ин. 19, 26), — заповедует Господь Своей Матери. Такой ценой вознаграждается апостол Иоанн за свою великую любовь, далеко не сравнимой с ценой «тридцати сребреников». В память этого святая Церковь с благоговением воспевает: «Сыновством Пречистой Девы почествовался еси, девсвенниче блаженние, и брат показался Избравшему тя и ученика Богослова совершившему».
      После Вознесения Господня и Сошествия Святого Духа св. Иоанн 15 лет не оставлял Иерусалима – до блаженного успения порученной его попечению Божией Матери. Вместе с Петром и Иаковом он принимал деятельное участие в устроении Иерусалимской церкви, так что вместе с ними считался одним из столпов её (Гал. 2, 9). Когда были крещены новообращённые самаряне, для низведения на них Духа Святого к ним отправился св. Иоанн вместе со св. Петром (Деян. 8, 14). Позже и он направился с евангельской проповедью в римские провинции Малой Азии, а по смерти свв. Петра и Павла основал своё постоянное местопребывание в Ефесе. Отсюда он управлял всеми церквами Малой Азии в качестве верховного их пастыря.
      В это время апостол Иоанн Богослов с болью писал к Гаию о подобном зле, появившемся уже тогда в Церкви, говоря: «Для меня нет больше радости, как слышать, что дети мои ходят в истине... но любящий первенствовать у них Диотреф нс принимает нас (т. е. самого апостола Любви)... Дети! — продолжает апостол Иоанн, — не подражайте злу, но добру» (3 Ин. 4-11), ибо «кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец». (1 Ин. 4, 20).
       Из Ефеса апостол был сослан на остров Патмос при императоре Домициане, после того, как чудесным образом сохранил свою жизнь, быв ввержен в котёл с кипящим маслом. В этой ссылке он написал свой Апокалипсис о будущих судьбах Церкви Божией и всего мира. При императоре Нерве он возвратился в Ефес и там уже в конце I века христианской эры, по убедительным просьбам многих, написал своё Евангелие и затем три послания. Всю жизнь он оставался девственником и почил своею, несколько загадочною, смертью уже в начале II века, будучи более 100 лет возрастом, в городе Ефесе, который до сего времени сохранил воспоминание о нём в своём современном названии «Айя Селук», что значит «Святой Богослов».
      Святой апостол Иоанн чистотой своей непорочной любви к Богу от Голгофы — Сиона земного проникает в глубины Сиона Небесного, где удостоился лицезреть величие Агнца Божия (Откр. 14, 1), Который, открывая ему торжество Своей победы над смертью, говорит: «Я есмь Первый и Последний и Живий: и был мертв, и се, жив во веки веков». (Откр. 1, 17 — 18). Отсюда как своей личной жизнью, так и своими наставлениями апостол Иоанн нс только открывает нам, что «Бог есть любовь... пославший в мир Единородство Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него» (1 Ин. 4, 8 — 9), но и учит нас быть достойными носителями взаимной любви к Богу и нашим ближним. Он говорит: «Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то мы должны любить друг друга» (1 Ин. 4, 11), «не так, как Каин, который был от лукавого и убил брата своего». (1 Ин. 3, 12). «Любовь, — говорит святой апостол Иоанн, — состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его» (2 Ин. 1,6), ибо «кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том». (1 Ин. 3, 24).
       Если внимательно вникнуть в содержание Евангелия от Иоанна, можно уразуметь в Нем духовное сокровище, не человеческое, а Божественное творение, а в его Посланиях симфонию любви, небесной красоты и ангельской чистоты, и это дано нам для духовного совершенствования, дабы нам и «называться и быть детьми Божиими», а в силу этого — братьями!