День Святой Троицы. Пятидесятница

 

«Видехом свет истинный, прияхом Духа Небеснаго,
обретохом веру истинную, нераздельней Троице покланяемся:
Та бо нас спасла есть»
(Канон Пятидесятницы)

27  мая (14 мая по старому стилю) Православная Церковь торжественно празднует день сошествия Святого Духа на апостолов. Пришел на землю Утешитель Дух Святой, о Котором говорил при расставании с учениками Христос Спаситель.

Духом Святым собственно создана Церковь Божия на положенном в Господе Иисусе Христе основании. Им окончательно открыты и уяснены апостолам тайны Царствия и все учение христианское. Им побеждены все языки и приведены в послушание вере. Им дарованы все силы к жизни и благочестию. Им изречены все уставы и учреждения к возращению, укреплению и ограждению верующих. Им доселе хранится целым и неповрежденным залог нашего спасения. Воспоминая это великое дело Божие, Святая Церковь не может не ликовать и не воспевать.

История человечества не знает более поразительного события, чем то, которое совершилось через 50 дней после Преславного Воскресения из мертвых Христа Спасителя. Оно выходит за пределы нашего умственного понимания. Сошествие Святого Духа на апостолов – это не только чудо, прославившее апостольскую Церковь, но и событие, сопряженное с делом нашего личного спасения.

В день Пятидесятницы, когда свершилось домостроительство нашего спасения, то, что от века благоволил Отец Небесный, в назначенное время исполнил Его Единородный Сын, воплотившись от Приснодевы Марии, соединившись в своем Божественном Лице с человеческим естеством, затем страданиями и Крестной смертью Сын Божий искупил человеческий род, воскрес и вознёсся на Небеса, ниспослав на апостолов обещанного Духа Святого, в общении с Которым, и обетовал человеку получить спасение, открывая это в Евангелии в разговоре с Никодимом: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие». (Ин. 3:5).

Так, Апостолы и Матерь Божия находились в Иерусалиме после Вознесения Господня на небо. Усиленной, единодушной пламенной молитвой и постом они готовили себя к встрече с Духом Утешителем, Которого обещал послать от Отца Христос.

И вот совершилось это чудо Божественное! Дух Святой снизошел на них. Своим всемощным дыханием одушевил их и огненными языками просветил их умы и воспламенил сердца. В виде огненных языков Дух Святой почил на каждом и на Матери Божией.

Получив благодать Святого Духа, Апостолы получили и дары мудрости, пророчества, благовестия и чудотворения. Им была дана способность говорить на разных языках, которых они доселе не знали; каждый на том языке, на котором ему предстояло проповедовать в чужой стране, куда направит Промысл Божий.

И только тогда все ученики окончательно уразумели искупительное значение явления в мир Господа и уже неколебимо уверовали в Него как в Спасителя мира и Сына Божия. Они познали Святую Троицу!

По безграничной любви к Богу-Сыну Дух Святой с безграничным послушанием поспешил исполнить волю Сына и сошел в предопределенное время на апостолов. Бог-Сын твердо знал, что Бог-Дух Святой послушает Его, потому Он так твердо и обещал Его сошествие на апостолов. «Вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше», – заповедал Господь наш Иисус Христос апостолам Своим (Лк. 24:49).  Ясно, таким образом, что Сын находится в беспрерывном общении с Духом Святым, как и с Отцом, – в общении взаимной любви, послушания и радости. Помазание Духом свидетельствует о живом и действительном пребывании Духа в конкретной личности.

«Почему нужно было, чтобы на святых апостолов Дух Святой сошел в виде огненных языков, для всех видимо и ощутимо? – спрашивает святитель Лука Войно-Ясенецкий, и тут же отвечает, – Потому, что апостолы были святы, потому, что через них, через проповедь их, должно было во всем мире утвердиться Святое Евангелие. Они были первыми проповедниками Евангелия, первыми, кто понес свет Христов в мир. Потому и отметил их так Дух Святой, нисшедший на них в виде огненных языков. Огненными сотворил Он сердца и ум их, освятил и просветил их, напомнил им все, что слышали они раньше от Господа Иисуса Христа, и подал им силы, чтобы весь мир ко Христу привести».

Почему же в этот день прославляется Святая Троица, и все верующие призываются к поклонению Ей, совместно с воспоминанием сошествия Святого Духа на Апостолов? Вся Святая Троица в целом прославляется в день нынешнего великого праздника потому, что этот праздник, как именуют его наши богослужебные книги, есть «конечный праздник» – праздник, в который мы радостно воспоминаем «конец», или завершение всего великого дела домостроительства Божия – дела спасения человеческого рода.

А в великом деле этом принимали участие все Три Лица Пресвятой Троицы. То, «чему быть благоволил Бог-Отец, – что исполнил в Себе Сын Божий, то присвоить верующим снисшел ныне Дух Святый» – так поясняет это святитель Феофан, Вышенский Затворник: «ибо спасение наше, по прозрению Бога Отца, во святыни Духа, в послушание и кропление крове Иисус Христовы (1Петр. 1:2)».

Святитель Николай Сербский в своем праздничном слове о празднике Святой Троицы говорит: «Отмечая день сей как праздник Духа Святаго, благоизволившего по бесконечной любви к Богу Сыну с бесконечною радостью и послушанием сойти на землю и взять в Свои всесильные руки дело человеческого спасения, помянем в благодарственных песнопениях и Пресвятую Деву Марию, на Кою Дух Святый сошел ранее, нежели на апостолов. На апостолов Бог Дух сошел как на Церковь, как на единодушную общину святых; на Богоматерь же – как на особо избранную Личность. Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя, – благовестил архангел Гавриил Пресвятой Деве (Лк. 1:35). И Она силою Духа Святаго родила Плод краснейший, от Коего благоухают небо и земля и Коим питаются все верные от начала до конца».

Традиционно, День Святой Троицы принято считать в нашей Церкви днем ее рождения: «Господь Милостивый послал на землю Духа Святого, пишет преподобный Силуан Афонский,и Духом Святым утвердилась Святая Церковь... Духом Святым мы познали любовь Господню».

По словам святителя Феофана Затворника: «Присутствие Духа Божия в сердце и действие Его благодати в нас свидетельствуется сердечною теплотою к Богу – трезвенною, умиленною, благоговейною. И так нам надобно делать все, что может возбуждать и поддерживать сию теплоту, и удаляться от всего, что может рассеивать и охлаждать сердце наше к Богу, повинуясь заповеди Апостола, который говорит: Духа не угашайте (1 Сол. 5:19)не оскорбляйте Духа Святаго Божия (Еф. 4:30), а в другом месте повелевает возгревать дар Божий (2 Тим. 1:6). Если будем возгревать, Он не угаснет, если не оскорбим Его, Он пребудет в нас, а с Ним и все обилие и вся полнота жизни духовной».

Святая Православная Церковь, веруя во всесильную благодать Святого Духа, без которой нет нам настоящей помощи ни в сей жизни, ни в будущей, а главное – нет никакой надежды вечного спасения, призывает Его словами: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша».

 Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе!