Неделя 3-я Великого Поста, Крестопоклонная

Третья неделя (воскресенье) Великого Поста называется Крестопоклонной. Название связано с тем, что во время всенощного бдения в субботу – накануне Крестопоклонной недели в центр храма торжественно выносится Крест, а духовенство и молящиеся совершают перед ним три земных поклона. Во время поклонов поются следующие слова: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». Крест остается в центре храма в течение пяти дней – и вносится обратно в алтарь в ближайшую пятницу перед литургией. Поэтому Крестопоклонной называется не только третья неделя (воскресенье), но и следующая непосредственно за ней четвертая седмица Великого Поста.

Данное время для такого особого поклонения Кресту Господню было выбрано не случайно. По одной из версий, оно связано со следующими событиями: в ходе ирано-византийской войны (602–628 гг.) персидский царь Хосрой II захватил Животворящий Крест Господень, обретенный в свое время св. равноап. царицей Еленой. Однако в 631 г., предположительно 6 марта, Крест был возвращен в Иерусалим, куда его собственноручно внес сам император. С тех пор в Иерусалиме возникла традиция празднования возвращения Животворящего Креста. В дальнейшем, когда появилась традиция переносить праздники, случающиеся во время Великого Поста, с будних дней на субботы и воскресенья, празднование в честь Креста Господня также переносилось и постепенно закрепилось за третьим воскресеньем поста.

Крестопоклонная седмица припадает как раз на середину Великого Поста. Выносится Крест Христов для того, чтобы мы, пройдя уже половину поприща Поста, не расслаблялись, но наоборот, почаще вспоминали бы о тех страданиях, которые претерпел за нас Сын Божий, и, взирая на Его Жертву (которую Он Безгрешный принес за нас – грешников), еще сильнее сокрушались о своих грехах и пытались искоренять в себе греховные привычки и пороки.

В то же время, памятование о Кресте Господнем помогает нам не отчаиваться. Крест напоминает нам не только о смерти, но и о воскресении. «Неужели не знаете, – вопрошает апостол Павел, – что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?... Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним» (Рим. 6:3-8). Таким образом, Крест – это не только призыв к еще более сокрушенному покаянию и плачу о своих грехах, но в то же время и надежда на воскресение, ибо, если мы со Христом страждем – то с Ним и прославимся (см. Рим. 8:17), если с Ним умираем – то с Ним и воскреснем.