Неделя 5-я Великого поста. Преподобной Марии Египетской

Струи Иорданския прешедши, обрела еси покой
безболезненный, плоти сласти избежавши,
еяже и нас изми твоими молитвами, преподобная.

  (Канон в четверг 5-й недели Великого поста)

В пятую неделю (воскресенье) Великого Поста святая Православная Церковь чтит память преподобной Марии Египетской, ей воздается особенная честь, ее память также отмечается особой молитвенной службой, которая называется «стояние» Марии Египетской. Во время этой службы читается полностью покаянный канон св. Андрея Критского и читается житие этой удивительной подвижницы.

Мария была жительницей Александрии, вела с юных лет порочную жизнь, полную страстей, соблазнов и погибели. Не осознавая своей греховности, оттого что в ее жизни не было ничего общего с чистотой и любовью Божией, она дерзновенно захотела войти в храм Божий, чтобы поклониться живоносному Кресту Господню. Но когда она приблизилась к вратам храма, то какая-то неведомая ей сила остановила ее и отбросила назад. И так повторилось несколько раз. И тут в ней заговорила совесть, она пришла в ужас, почувствовав всю свою греховность, и, узрев в притворе храма икону Богоматери, с горькими слезами покаяния упала перед Ней, прося заступничества, помощи и милосердия, обещая отныне изменить свою греховную жизнь и посвятить ее покаянию и молитве Богородице и Ее Божественному Сыну. Она умоляла Пресвятую Деву быть ее Поручницей и Наставницей ко спасению. И произошло чудо, как воспевается в псалме: «…услыша Господь глас плача моего»(Пс. 6:9) – Мария была допущена в храм и поклонилась святыне. Причастившись на следующий день Святых Тайн, она навсегда оставила мир и ушла в пустыню. Там она пребыла 47 лет до конца своей жизни, в неописуемом подвиге совершенного одиночества, терпя тяжелые страдания – голод, жажду, наготу, зной и холод, но самыми тяжкими испытаниями для нее были бесовские искушения и терзания от помыслов – воспоминание о страстях греховной жизни. В пустыне она питалась только скудными растениями и при этом молилась и каялась дни и ночи, обливаясь слезами, молилась под палящим зноем и на мертвящем холоде, не имея ни жилья, ни одежды. Ее страстная молитва к Богу достигла такой силы, что она во время молитвы возносилась от земли на воздух. Удалившись от мира и истощив свою плоть, она превратила свою жизнь в подобие жизни бесплотного существа, живущего только духом Божиим, который ожил в ней через покаяние.

Мария Египетская была блудницей, но блуд, который преодолела она, заключается не только в телесном грехе и осквернении своей плоти. Блуд состоит и в том, что человек заблуждается, отходит от Бога, уклоняется от прямого пути к Нему. Блуд в широком смысле, как об этом толкует Священное Писание – это идолопоклонство, привязанность к видимому миру, неверие или маловерие. Блуд заключается и в том, что мы отдаем свою душу, сердце и волю не самому главному – то есть чистой и святой любви к Богу и людям, а распыляем свою волю, направляя ее во все стороны, служа мирским идолам и своим плотским желаниям. В этом блуде разделяется цельность нашей личности, мельчает наша душа, которая призвана всею мыслию, всем существом любить своего ближнего и единого Бога.

Совершая память Марии Египетской, Святая Церковь в ее житии дает нам назидательный пример того, как необходимо иметь решимость изменить свою греховную жизнь и принести достойные плоды покаяния. Житие Марии Египетской есть живое свидетельство того, что любящий Бог готов простить кающемуся человеку даже самый тяжкий и великий грех.

Сегодня трудно уйти из мира, удалиться в пустыню, это не всем возможно и не всем обязательно. Но мы можем истощать свою плоть способом понятным и подручным, то есть умерить пищу, больше трудиться, поменьше развлекаться и спать, чаще молиться днем и ночью. Этим мы будем истощать свою греховную плоть, умертвлять страсти. А чтобы удалиться от мира, живя в мире, как назидает нас святой Андрей Критский в своем каноне, обратим душу свою в пустыню, бросив обычаи мира, сверяя по Евангелию всякую мысль и всякий шаг, отрекаясь от мирских привязанностей, и тогда среди обычаев мира мы станем жить как в пустыне, отгородившись от него стеной поста и молитвы.