Сретение Господа и Спаса нашего Иисуса Христа

«Гряди, Отроча Младо, ныне закон
исполнити хотяй ко храму пришедый»
(Акафист Сретению Господню)

15 февраля (2 февраля по старому стилю) святая Церковь торжественно празднует Сретение Господа и Бога нашего Иисуса Христа. Какую умилительную картину представляет нам Сретение Господне! Глубокий старец Симеон, держащий на руках младенца Бога, по ту и другую сторону его – Иосиф Праведный и Пресвятая Дева Богородица; невдали – Анна Пророчица восьмидесятичетырехлетняя постница и молитвенница. Очи всех устремлены на Спасителя. В нем исчезают они вниманием и из Него пьют духовную сладость, питающую души их. И можно судить, как велико было блаженство этих душ!..

Господь наш Иисус Христос говорит такие слова: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота, или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф. 5: 17-18).

Эти слова без преувеличения относятся и, к Великому празднику Сретения Господня о котором Священное Писание повествует следующее. «А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по решенному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных» (Лк. 2:22-24).

По закону Моисееву, родильницы в течение сорока дней не могли являться в церковь Божию; по прошествии же этого времени обязаны были явиться в храм и от священника принять очистительную молитву. Подвергается сему закону и Пречистая Матерь Божия Дева Мария – не потому, чтобы имела нужду в очищении Родившая бессеменного Источника чистоты и святости, но дабы исполнить закон Божий и показать совершенный образец благочестия и смиренномудренного повиновения воле Божией. Посему Она, подобно прочим женам израильским, вместе со святым обручником Иосифом, приносит предвечного Младенца Иисуса во храм Иерусалимский, чтобы представить пред Господа: ибо, по закону Божию, всякий первенец мужского пола посвящаем был Богу как Ему единому принадлежащий. Родители обязаны были искуплять его, давая в церковь малое количество серебра, и сверх того должны были, в благодарность Богу, принести в жертву: богатые – агнца, а бедные – двух горлиц или двух птенцов голубиных.

Смысл этого закона имеет весьма важное значение. Чадородие есть дар Божий: кому же принадлежит первый плод, как не Богу, даровавшему его? Сверх того, закон искупления первенцев напоминал израильтянам чудесное их исшествие из Египта, когда Ангел Господень умертвил всех первенцев египетских, а израильских пощадил (Исх. 13:2). Дабы исполнить закон, и Пресвятая Матерь Божия и Дева Сына Своего Первенца посвящает Богу; Искупителя рода человеческого искупляет; по бедности приносит в жертву двух птенцов голубиных за Того, Которого Отец Небесный отдал в жертву за спасение людей.

Священное Предание о событиях Сретения Господня

Настоящий праздник Сретения Господня называется так, потому что праведный старец Симеон, живший в Иерусалиме встретил в Иерусалимском храме сорокадневного Младенца, Господа Иисуса Христа с Пречистою Его Материю, взял Его на руки и сказал: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля» (Лк. 2:29–32).

Удивлялись Иосиф и Матерь Божия словам Симеона о предвечном Младенце не по незнанию своему, что Он есть Спаситель мира, но по смиренномудрию своему и по чувству глубочайшего благоговения к Богу, удостоившему Деву Марию быть Матерью Такого Сына, а Иосифа – попечителем Его.

Дивный был старец Симеон и по своей святости, ибо Дух Святой всегда пребывал в нем, и по своему просвещению и по своей старости, – ему было триста шестьдесят лет. Можно сказать, что сверх закона естества чудесно хранила его столь долго благодать Божия.

Вот что церковная история рассказывает об этом святом старце. Царь Египетский Птоломей, основатель славной Александрийской библиотеки, живший почти за 300 лет до Рождества Христова, захотел перевести Библию с еврейского языка на греческий. Он послал с просьбою о том к иудейскому первосвященнику. Первосвященник из числа израильтян избрал семьдесят мужей мудрых и искусных, как в том, так и в другом языке. Между ними находился праведный старец Симеон. Занимаясь переводом книги пророка Исайи, когда Симеон достигнул пророчества: «Се Дева во чреве зачнёт и родит Сына» (Ис. 7:14), усомнился, и остановившись, рассуждал сам с собою – как девица может родить? Потом взял нож и хотел в своей рукописи изгладить пророчество.

Вдруг является ему Ангел Господень и, удержав его руку, говорит ему: веруй тому, что написано. Ты сам узришь событие величайшего таинства, ибо не увидишь смерти, доколе не узришь имеющего родиться от Пречистой Девы Христа Господня. Утвердившись на словах Ангела и пророка, с того времени Симеон с пламенным желанием ожидал пришествия Христова: жил праведно и непорочно и постоянно молился Богу. Когда родившийся Спаситель после сорока дней Богоблагодатною Материю принесён был в храм, тогда Симеон, познав свыше, что этот Младенец есть обещанный Спаситель и Матерь Его есть Святая Дева, на Которой исполнилось пророчество Исайи, с благоговением и радостью принял в объятия свои Господа и произнёс сказанные слова. Потом, возблагодарив Бога, давшего утешение Израилю, испустил дух свой. Вот почему Господь столь необыкновенно продолжил дни его, т.е. для того, чтобы ему дожить до того лета, в которое родился безлетный, безначальный Бог во плоти.

И вот, по внушению Святого Духа, праведный старец приходит в церковь в то самое время, когда Преблагословенная Мария и Иосиф принесли в нее Иисуса. Он встречает в ней Избавителя мира, почему и установленный Церковью в воспоминание сего праздник называется Сретение Господне.

Еще одной фигурой в величайшем событии Сретения Господня является святая Анна пророчица.

Пророчица Анна – дочь Фануилова, от колена Асирова, была вдовой, получившая чистые венцы за подвиг целомудрия и обновившаяся юностью, как орлица. В Божественном Евангелии вдовица Анна возвеличена так. «Достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» (Лк. 2:36-37).

Она превзошла всех вдовиц и удостоилась дара пророчества, и пребывает вместилищем Святого Духа, и всем ожидающим пришествия Господа во плоти указала на признаки этого пришествия. Она сделалась защитницей Господа и возвещала о Нем пред лицом Его Самого.

Будучи вдовой и пророчествуя, пророчица Анна обличала архиереев и книжников, воодушевляя весь народ. Она наблюдала за Господом и указывала на грядущее избавление в Иерусалиме, обращаясь ко всем собравшимся и объявляя им признаки Господа. В новорожденном ребенке Анна увидела Господа, она увидела дары и очистительные жертвы, принесенные за Него и вместе с Ним, но не смутилась тем, что Он мал возрастом. Анна исповедала младенца Богом, Врачом, Всесильным Искупителем, Сокрушителем грехов.

Установление праздника Сретения Господня в Церкви Христовой

По какому случаю установлен праздник Сретения Господня? Ибо он не вскоре после вознесения Господа на небо и по сошествию Святого Духа был установлен, как некоторые другие праздники: Пасха, Рождество, Крещение, Вознесение и Пятидесятница, а спустя почти 500 лет по Рождестве Христовом. Вот что говорит нам история.

В дни царствования Юстиниана, в последних числах октября в Константинополе и в окрестных странах открылось моровое поветрие и свирепствовало столь сильно, что наконец умирало по 10 тысяч людей ежедневно, и в некоторых местах оказалось такое запустение, что некому было погребать мёртвых. А в Антиохии, сверх этой язвы, продолжались ужасные землетрясения, несколько раз повторявшиеся, разрушавшие дома и Церкви, и множество народа погибало под их развалинами. Здание храма обрушилось, когда Евфрасий, епископ Антиохийский, приносил безкровную жертву в нем.

Город Помпеополь был до половины разрушен, а другая половина его поглощена землёю с тысячами жителей. Для отвращения этого гнева Господня, по особому откровению некоторому святому человеку, установлено торжественное празднество Сретения Господня. И как только, 2 февраля (по ст. стилю), начали всенощное бдение с крестным ходом, в тот час язва миновала, мор перестал и землетрясение прекратилось.

И мы православные, в этот великий праздник обращая свой взор, все свое внимание на путь в сретение Господу и сретая Господа в сочувствиях и услаждениях своего сердца, торжественно воспеваем: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Пречистую Матерь Твою, Еюже по закону ныне принеслся еси в храм Господень».

Молитвами Пречистой и Благодатной Матери Твоей, Приснодевы Марии, Господи Иисусе Христе Боже наш помилуй нас!