Неделя 2-я Великого Поста, свт. Григория Паламы. Собор Киево-Печерских святых

 

4-го марта 2018 года Православная Церковь отмечает Вторую Неделю Великого поста, посвященную свт. Григорию Паламе, архиеп. Фессалонитскому. Кроме того, в это воскресенье празднуется Собор преподобных отец Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших.

Святитель Григорий Палама жил в конце XIII – начале XIV веков. Является выдающимся богословом, Отцом Церкви и наиболее известным теоретиком исихазма.

Исихазм – это разработанная система аскетической и монашеской практики, направленной на богопознание и обожение. По учению исихастов, они (исихасты), пребывая в «священном безмолвии» и «умной молитве» достигают состояния неизъяснимого блаженства, связанного с созерцания нетварных энергий Божьих, нетварного «Фаворского» света (т.е. света, подобного тому, который воссиял от Господа нашего Иисуса Христа во время Его Преображения). Этот свет, эти нетварные энергии не являются сущностью Божьей, однако они исходят от Самого Существа Божьего, являются доступными для человеческого восприятия – и посредством соединения с ними исихаст достигает обожения.

Что касается самого свт. Григория Паламы, то он произошел из знатной семьи, проживавшей в Константинополе. Получил хорошее образование, после чего удалился на гору Афон, где долгое время жил в уединении и пребывал в безмолвии. Вынужден был много сил посвятить на полемику с Варлаамом Калабрийским, который осуждал учение афонских монахов об «умной молитве». Именно в противовес этому, свт. Григорий Палама сформулировал учение о нетварном свете. Сформулировал не в том смысле, что он его сам придумал, а в том – что он его обосновал, прояснил, снабдил необходимыми формулировками. Само же по себе учение и соответствующие ей аскетические практики издревле были в ходу у афонских монахов.

Святитель Григорий закончил свою жизнь в сане архиепископа, прославился даром исцелений и разнообразными чудесами. Скончался около 1360 г.

Настоятель Киево-Печерской Лавры Захария (Копыстенский) в 1620-х годах самовольно включил имена некоторых издавна чтимых Киево-Печерских святых в праздничную Минею наряду с именами общецерковных святых. Наследник Захарии, святитель Петр (Могила) добивался соборного признания местночтимых Киевских подвижников всей Константинопольской Православной Церковью. В 1643 году, по его заказу, Константинопольский иеромонах и патриарший экзарх Мелетий Сириг составил стихиры и канон "всем святым, в Малой России просившим". Служба была составлена по образцу службы всем преподобным отцем, в подвизе поста просиявших, составленной преподобным Феодором Студитом. Основная часть этой службы посвящена святым Киево-Печерской Лавры, а имена не-печерских святых полностью сосредоточены в 9-й песне канона и стихирах (2-й на Господи, воззвах и Хвалитных).

Начиная с 1866 года служба несколько раз публиковалась в изданиях Киево-Печерской Лавры (Служба преподобным отцам Печерским и всем святым, в Малой России просиявшим, напечатанная из акафистов с каноны, Киев: Типография Киево-Печерской Успенской Лавры, 1866). Вошла она и в так называемую зелёную Минею, изданную Московской Патриархией в 1978-1989 годах и позже неоднократно переиздававшуюся.