Вознесение Господа нашего Иисуса Христа

«Силою Креста Твоего Христе, утверди мое помышление,
во еже пети и славити спасительное Твое Вознесение»
(Канон Вознесению Господню)

17 мая (4 мая по старому стилю) Православная Церковь совершает празднование Вознесения Господня, происходящее на сороковой день после Воскресения Христова. Святая Церковь всех земнородных возбуждает ныне к веселию и говорит: «вси языцы восплещите руками, яко взыде Христос, идеже бе первее», т.е. все народы восплещите от радости руками, потому что Христос взошел туда, где был прежде, т.е. на небо.

Так, Господь наш, по Воскресении из мертвых, многократно являясь ученикам Своим, с любовью обращался с ними, позволял осязать Себя, и был с ними в продолжение сорока дней. Наконец Он пришел на гору Елеонскую, против Иерусалима, и там в последний раз повторил им Свои наставления: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас, — говорил Он ученикам Своим. – Идите по всему миру... научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, во оставление грехов; больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте» (Ин. 20:21; Мк. 16:15; Мф. 28:19; 10:8). Так говорил Господь ученикам Своим. «И, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» (Лк. 24:50-51). «И облако взяло Его из вида их» (Деян. 1:9). «И так Господь наш... вознесся на небо и воссел одесную Бога» (Мк. 16:19). «И когда апостолы смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1:10-11).

Сын Божий для нас нисходил на землю, за нас пригвожден был ко кресту, за нас глава Его увенчана была тернием, за нас ребро Его прободено рукою беззаконною, – и чтобы быть вечным ходатаем нашим пред Отцем, Он вознесся на небо.

«В великой славе вознесся с горы Елеонской Господь наш Иисус Христос,– говорит в своей проповеди Святитель Лука Войно-Ясенецкий, – а ученики Его, как слышали вы в нынешних чтениях апостольском и евангельском, разлучившись с Ним, не упали духом. Не только не скорбели они, но пошли домой с радостью, с великим веселием».

В праздник Вознесения Господня нужно радоваться и всем христианам. Хотя, казалось бы, скорее надобно было печалиться и скорбеть, потому что сладчайший Спаситель наш Иисус Христос оставил нас видимым Своим присутствием и вознесся на небеса, откуда придет опять, но придет уже грозным Судиею всех земнородных.

Об этом возвращении Господа апостол Павел говорит: «Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба... и мы, оставшиеся в живых... восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе» (1 Фес. 4:16-17), – но не все. Иные будут восхищены, а другие останутся на земле. Слова апостола подтверждаются Самим Господом, Который говорит: «…тогда будут две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется…» (Мф. 24:41). И далее: «…будут двое на одной постели: один возьмется, а другой вставится…» (Лк. 17:34). Смысл этой притчи следующий. Под именем мелющих Христос имел в виду тех, которые живут в нищете и убожестве, а под словами «одр и покой» понимал людей, живущих в богатстве и почестях. Желая объяснить, что как из нищих, так и из богатых одни спасутся, а другие погибнут, Господь сказал, что и из тех, которые находятся на мельнице, одна берется, а другая оставляется, и из лежащих на постели, один берется, а другой оставляется. Этим Господь показал нам, что грешные останутся здесь в ожидании муки, а праведные восхитятся на облаках. Это можно сравнить с тем, как при вхождении царя в город, начальники, чиновники и имеющие к нему ближайший доступ, выйдя за город, встречают его, а виновные и осужденные содержатся в городе, ожидая царского приговора, так будет и во время пришествия Господа. Те, которые имеют благую надежду, встретят Его на воздухе, а виновные и обличаемые совестью за многие грехи, уйдут ждать Судию здесь, на земле.

Господь вознесся от нас на небо не для того, чтобы опечалить нас Своим отшествием, но чтобы устроить нам полезнейшее. Вся жизнь Его, все дела Его были на пользу нашу, во спасение наше; точно также и вознесение Его было для нашего блага. Как любя нас, Он сошел к нам с небес и, пожив с человеками, положил за них душу Свою на кресте, так любя нас и на небо вознесся, нам же благодетельствуя. Так Он Сам говорил ученикам Своим: «Лучше для вас, чтобы Я пошел, ибо если Я не пойду, то Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин. 16:7). Господь вознесся на небо для того, чтобы вместо Себя послать равного Себе – Утешителя Духа Святого, Который утешил бы св. апостолов и всех истинных христиан в их скорбях, бедах и гонениях.

Святой праведный Иоанн Кронштадский в своей проповеди о Вознесении отмечает: «Господь вознесся от нас на небо еще для того, чтобы устроить нам путь к небу, и чтобы быть нашим Предводителем в горние страны. Не было для человека пути к небу до самого вознесения Господа на небо; никтоже взыде на небо, токмо сшедый с небесе, говорит Господь (Ин. 3:13). Сшедый, той есть и восшедый превыше всех небес (Еф. 4:10). Так, прежде никто не мог взойти на небо, хотя и был праведен и свят; а когда Господь наш, облекшийся в человеческое естество, восшел на небо, – то устроился путь к небу для всего рода человеческого, и тем путем пошли вслед за Христом души св. праотцев и пророков, изведенные из ада; им взошли апостолы, святители, мученики, исповедники; им и ныне восходят достойные – праведные люди, последующие Христовым стопам; ныне всем известен путь к небу. Только не ленитесь восходить им, христиане!»

Таким образом, когда Господь наш Иисус Христос всеми делами Своей земной жизни и крестною смертью Своей исполнил то, что было предначертано о нас в предвечном Совете Божием, когда Он то, что на земле, соединил с небесным – когда Он людей, сущих на земле, соединил с небесными ангелами. Он соединил нас с ангелами Своими и дал нам возможность быть причастниками небесной жизни.

Святитель Лука Войно-Ясенецкий в своем слове на Вознесение Господне говорит: «Было много людей, для которых настоящая жизнь не представляла никакого интереса, которые сердца свои очистили, которые настолько возвысились и усовершенствовались, что они стали по духу своему подобны ангелам – уже на земле стали ангелами во плоти. Такими были преподобные отцы: Антоний Великий, Евфимий Великий, Савва Освященный, Серафим Саровский, Антоний и Феодосий Печерские и преподобная матерь Мария Египетская. Они все стали ангелами во плоти, конечно, уже на земле были соединены с небесным. Они беседовали с ангелами, им являлась Пресвятая Богородица».

Святая Церковь веруя, что после Своего Вознесения, Господь наш Иисус Христос сел по правую сторону Бога отца Своего, и невидимо всегда находится на земле среди верующих в Него, радостно воспевает: «Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребываяй неотступне, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами, и никтоже на вы».

Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем Еже на небеса, с Пречистою Твоею плотию, Божественное Вознесение.