ПРАЗДНИКОВ ПРАЗДНИК, ТОРЖЕСТВО ИЗ ТОРЖЕСТВ
(Светлое Христово Воскресение)

 

 «Воскресения день, просветимся людие:
Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни,
и от земли к Небеси, Христос Бог нас преведе,
победную поющия»
(Пасхальный канон)

 

16 апреля 2016 года Православная Церковь торжественно празднует величайший христианский праздник праздников, радостное сообщение о котором сообщил ангел Господень, явившийся мироносицам у гроба Спасителя в виде, сияющем наподобие молнии и благовествовавшего им о Воскресении Христовом.

Так, Господь наш Иисус Христос был распят на кресте и на третий день после Своих страданий и смерти воскрес из мертвых. Убившие Спасителя утвердили гроб Его печатью и поставили стражу. Жены-мироносицы, пришедшие утром ко гробу увидели, что заграждавший вход камень отвален, а гроб пуст. Божественные вестники, ангелы, провозгласили пришедшим женщинам благую весть о воскресении Христа.

Святой Амвросий Медиоланский о великом Празднике свидетельствует: «Сегодня Воскресением Христовым открыта преисподняя, земля обновляется крещением оглашенных, небо отверзается Духом Святым. Открытая преисподняя возвращает мертвых, обновленная земля произращает воскрешаемых, отверстое небо приемлет восходящих. Преисподняя возвращает узников к горнему, земля шлет погребенных на небо, небо им восприятых представляет Господу».

Святой праведный Иоанн Кронштадтский, в своем слове на Пасху, отмечает: «Христос, воскресши из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо что Он умер, то умер однажды плотию для истребления греха, для искупления нашего от смерти; а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога, для всякой добродетели во Христе Іисусе, Господе нашем (Рим. 6, 9-11). «Христос воскрес из мертвых, Первенец из умерших. Ибо как смерть чрез человека (Адама), так чрез человека (Богочеловека Христа) и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15, 20-22)».

Радостная весть о Воскресении Христовом стала главным содержанием евангельской проповеди. Святой апостол Павел напоминает коринфским христианам: «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Kop. 15, 14). По слову святи- теля Афанасия Великого, Господь «достиг победы над смертью..., а нас воскресил купно с Собою, разрешив узы смерти и даровав вместо клятвы благословение, вместо печали радость, вместо сетования пасхальное торжество».

 Наука и религия о Воскресении Христовом

Исторический факт Воскресения Христова, как и все Его учение, подвергались критике многих ученых людей (рационалистов). Некоторые этому посвятили всю свою жизнь, стараясь доказать, что евангельский рассказ о воскресении есть обман, ошибка или заблуждение. Первою по времени и по злобе является та басня, которую должны были распространять подкупленные иудейскими первосвященниками стражи после того, как они в испуге рассказали о бывшем у гроба землетрясении, отвалении камня и явлении молниеносного ангела. Басня эта состояла в том, «что ученики Его, прошедши ночью, украли Его, когда мы спали» (Мф. 28, 13).
Нелепость этой выдумки прямо бросается в глаза всякому, не потерявшему здравого смысла.

Совершенно недопустимо, чтобы состоявшая из нескольких лиц, стража могла уснуть. Где же военная дисциплина? Это, ведь, «стража римская», а римская армия, по своей железной дисциплине и храбрости была одной из самых лучших армий мира. Если воины спали, то не могли видеть, а если видели, значит, не спали. В таком случае они не дали бы возможности совершить «похищение» Апостолам, напротив, задержали бы похитителей и вместе с поличным – мертвым телом – представили бы начальству. Но если бы похищение и удалось, разве убийцы Христа оставили бы на свободе «похитителей» проповедовать Воскресение Его? Силою своей власти они заставили бы Апостолов выдать им украденное тело, чтобы изобличить их во лжи и обмане и тем в корне пресечь их проповедь о Христе. На самом деле, если бы ученики украли тело Спасителя, то надо было тотчас же привлечь их к суду, уличить их показаниями воинов и тем воспрепятствовать их проповеди. Но убийцы Христа этого не делают, т. к. не уверены, что воины поддержат на суде их клевету.

Безусловно, они лично, хотя и не в полном составе синедриона, ходили ко гробу Христа и видели его пустым. После исследования, они не могли не признать, что Христос действительно воскрес. Вместе с тем, они прекрасно понимали, что покаяние их в убийстве Мессии повлекло бы за собою немедленное избиение их камнями тем же народом, который был вовлечен ими в соучастие в этом злодеянии. В страхе за свою жизнь они молчат. Так, они оказались бессильными против истины. Они вынуждены ограничиться лишь только приказанием Апостолам: «отнюдь не говорить и не учить об имени Иисуса» (Деян. 4, 18). Запрещая проповедовать об Иисусе Христе, они никогда не спрашивали и не указывали, где находится тело Иисуса. «Мы не можем не говорить того, что видели и слышали» (Деян. 4, 20), говорили Апостолы и продолжали побеждать мир своею проповедью Воскресения Христова.

 Освящение в праздник Святой Пасхи

В праздник Святой Пасхи Христовой Православная Церковь освящает благословением хлеб (в виде артоса и куличей), сыр (в том числе в виде сырных пасок) и брашна мяс. Ничего другого на пасху не освящают!

Слово «артос» переводится с греческого как «квасной хлеб» – общий всем членам Церкви освященный хлеб, ина- че – просфора всеобщая. Артос в продолжении всей Свет- лой седмицы занимает в храме самое видное место, вместе с иконой Воскресения Господня и, в заключение пасхальных торжеств Светлой седмицы, раздается верующим.

Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на Литургии после заамвонной молитвы. Артос полагается на солее, напротив Царских Врат, на уготованном столе или аналое. После освящения артоса аналой с артосом ставят на солее пред образом Спасителя, где артос лежит в течение всей Святой седмицы. Его сохраняют в храме всю Светлую седмицу на аналое пред иконостасом. Во все дни Светлой седмицы по окончании Литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма. В субботу Светлой седмицы по заамвонной молитве читается молитва на раздробление артоса, артос раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздается народу как святыня.

Кулич является подобием церковного артоса, домашним его эквивалентом, чаще всего ему придают форму высокой церковной просфоры и делают его как можно более скоромным (то есть не постным), добавляя в тесто большое количество яиц и масла. После окончания пасхального богослужения куличом разговлялись после Великого поста: иногда уже в церкви прихожане угощали друг друга и священнослужителей кусочками своего кулича, но чаще дома за пасхальной трапезой глава семьи делил его по числу домочадцев. Употребление освященных пасок и куличей в Светлую Седмицу у православных христиан можно уподобить вкушению ветхозаветной пасхи, которую в первый день седмицы пасхальной народ Богоизбранный вкушал семейно (Исх. 12: 3-4).

После пасхальной литургии освящаются «брашна от мяс», иными словами мясная пища, чем дается мирянам разрешение на вкушение этой пищи. «Совершая благочестно память Христа, Агнца Божия, страдальчески закланного за очищение грехов всего мира, христиане, в доказательство духовного веселия в день Святой Пасхи приготовляют пищу из мяс безсловесного агнца, освященного благословением церковным. И Церковь Христова издревле дозволяет сей обряд не для сохранения древнего иудейского закона, но для выражения христианского благочестия. – говорит Новая Скрижаль. – Для сего, по окончании дней поста, при наступлении Пасхи Господней, напитав души верующих славословиями, как духовной пищей и небесным хлебом от трапезы благости Божией, для некоторого утешения и подкрепления, она приносит Богу и сие для нашей пользы дарованное создание, т.е. агнца, умоляя Бога благословить его для нас и сотворить полезным и приятным, чтобы вкусив его с благо- дарением, более и более с духовной алчбою и жаждою искали Самого Бога, Который есть пища душ и телес наших, и наслаждались Им непрестанно». Следует отметить, что мясная пища должна по уставу благословляться вне храма, и в храм никогда не вносится!

К остаткам пасхальной трапезы не нужно относится, как к святыне, как не являются святыней остатки любой благословленной трапезы (в обычный день) по причине того, что освящение куличей, пасок и мяс является всего лишь их благословением к пасхальной трапезе после поста. Это говорится для тех людей, которые по своей глупости и непониманию церковной жизни хранят скорлупу от благословленных яиц и крупицы с пасхального стола как некую святыню, не зная, что с ней делать.

 Пасха – радость велия

Пасха – «праздников праздник», «торжество из торжеств», «царь дней» – такими словами славили христиане Пасху.

Слово «пасха» – еврейское по происхождению, оно означает «прохождение» и «избавление», так как первоначально иудеи праздновали Пасху в память того, что ангел, посланный от Бога, погубил египетских первенцев, но пришел мимо жилищ евреев и тем избавил их от смерти и рабства Египетского (Исх. 12:25-27).

Пасха для христиан – это праздник освобождения от всех грехов, это прохождение от смерти к вечно блаженной жизни.

Святитель Макарий, митрополит Московский пишет: «Пасха – праздник всемирный и величайший... Ибо Воскресение Христово коренным образом изменило и землю, и ад, и Небо... На землю Воскресший Господь послал Духа Святого и освятил на земле Христову Церковь – столп и утверждение Истины, которая будет на земле до скончания века, и врата ада не одолеют ее... Во ад сошла душа Господа по Его смерти, сокрушила ад и воскресла... На небо взошел Воскресший Христос и основал там Церковь, в которую вошли и продолжают входить души всех праведников... Церковь соединила Небо и землю. У нас одна Церковь – земная и Небесная. Все сделал для нас Господь, не будем же предателями и убийцами самих себя. Очистим и освятим свои души в таинствах Святой Церкви!».

Пасха – воскресение Христа. В этом весь смысл праздника. Ибо если Христос воскрес, то и мы воскреснем с ним; если он ожил, то и мы вознесены будем на Небеса во второе его пришествие. Особенно точно раскрывает смысл этого торжества пасхальный тропарь, который повторяется множество раз в эти праздничные дни:

 «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ
и сущим во гробех живот даровав».