Неделя 6-я по Пасхе, о слепом

Посетив в один из праздников Иерусалимский храм, Иисус с учениками Своими шел в субботу по улице и встретил слепорожденного, просившего милостыню. Тут апостолы вслух задались вопросом «почему?», как получается так, что человек рождается уже лишенным зрения – виновны ли его родители в этом своими прегрешениями или он сам, будучи в утробе, мог согрешить? Согласно учению Моисея, любые телесные страдания людей есть наказание за их грехи или за грехи их родителей вплоть до третьего колена, а если ребенок рождался больным, то, можно было предположить, что он сам, ещё находясь в материнском  чреве, мог ощущать нечто греховное. Так действительно считали иудеи.

Однако Спаситель ответил им, что «не согрешил ни он, ни родители его», таким образом, отметая эту причину, главную и единственную, которой люди того времени объясняли физические недостатки. Вместо неё Иисус назвал цель: «это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин, 9:3). Такой подход был удивителен даже для учеников Его. Чудесное  исцеление слепого должно было произойти во Славу Божью и явить миру, что Иисус воистину Сын Божий, «свет миру», ибо исполняет волю Своего Отца. После этих слов Он плюнул на землю и смешал слюну Свою с грязью, образовав «брение», и прикоснулся к очам слепорожденного, помазав их этой мазью, и наказал больному пойти к купальне Силоамской и промыть там глаза. Эта купель располагалась у подножия знаменитой горы Сион и почиталась священным источником. Более того, Иоанн в своем Повествовании подчеркивает значение этого слова – Силоам – «посланный». Мы можем догадываться, что направив слепого к месту именно с таким названием, Иисус давал людям понять, что Он и есть истинный посланник Божий, Который и грязью, словно чудодейственной целебной мазью, делает слепорожденных зрячими.

Зная множество других примеров исцеления людей Иисусом при Его земной жизни, мы можем задаться вопросом: почему Спаситель не излечил слепого одним Своим словом? Дотронувшись до глаз больного, Он, таким образом, хотел пробудить в нем веру и явить людям чудо исцеления слепорожденного как Божий промысел. Слепой пошел к купальне и умылся, как ему и велел Христос, и вернулся на прежнее место уже зрячим. И в этот момент присутствовавшие из числа тех, кто знал его как слепого, начали между собой переговариваться: «Не тот ли это, который сидел и просил милостыни?». Люди видели его вживую, но не верили глазам своим. Одни начали дивиться, говоря, что это тот самый слепой, другие не хотели признавать в нем слепца, утверждая, что это лишь похожий человек. Сам же он говорил: «Это я». (Ин, 9:8-9). И начали люди его спрашивать, как же он излечился, как прозрел? Исцеленный рассказал всю историю, как была, назвав Имя Иисуса (Ин, 9:10-12). И в толпе было принято решение вести слепорожденного к фарисеям, чтобы они вынесли свой вердикт относительно этого чуда, произошедшего в субботу. Ведь фарисеи запрещали по субботам даже врачевательство.

И начали фарисеи пытать вопросами исцеленного: как он исцелился от врожденной слепоты? Тот повторил рассказ о Христе: «Брение положил на мои глаза, и я умылся, и вижу» (Ин, 9:15). Здесь между фарисеями начались споры – одни утверждали, что исцеляющий в субботу не может быть от Бога, другие стали сомневаться, что такие чудеса мог сотворить грешный человек. Потом снова обратились к исцеленному, вопрошая, что он сам может сказать о Даровавшем ему зрение, желая подловить его на любом слове, чтобы добиться осуждения Христа. «Это пророк» – кратко и решительно ответил человек. Но столь уверенный ответ возмутил фарисеев пуще прежнего, и они призвали на допрос родителей бывшего слепым человека. Они, в свою очередь, подтвердили, что родился мальчик лишенным зрения. На вопрос о том, как он теперь видит, отвечать не стали, «потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги» (Ин, 9:22), и сказали фарисеям, чтобы сами спросили у их сына, дескать, тот уже взрослый.

Тогда фарисеи вторично пригласили его на допрос, говоря: «воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник» (Ин, 9:24), имея в виду, что чудо снизошло слепому от Самого Бога, но не от Иисуса-Назорея. Исцеленный же отвечал им, что не знает, насколько грешен Он, но знает лишь то, что был слеп, а теперь всё видит. Тогда фарисеи разозлились и вновь засыпали бедняка вопросами: «Что сделал Он с тобою? Как отверз очи твои?» (Ин, 9:26). Прозревший сказал, что уже поведал им всё, как произошло, однако, они не слушали его, так что же теперь ожидают услышать? «Или и вы хотите сделаться Его учениками?» (Ин, 9:27) – насмехнулся над фарисеями он. В ответ они стали укорять слепорожденного, называя его учеником Христовым, «а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог, Сего же мы не знаем, откуда Он» (Ин, 9:28-29). На деле фарисеи к тому времени были уже прекрасно осведомлены о чудесах Христовых, так как ходил Он городам и селениям и исцелял множество народа, и учил людей, и за ним шли толпы.

Эта ложь в конец возмутила прозревшего и он сказал слова, на которые уже нечего было возразить: «Это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает, но кто чтит бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, то не мог бы творить ничего» (Ин, 9:30-33). Фарисеи же, считавшие себя премудрыми и всесведущими, гневно бросили ему в ответ: «Во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь?» (Ин, 9:34) и выставили его прочь.

Спаситель после всего произошедшего разыскал бывшего слепца и спросил, верит ли тот в Божьего Сына. Тогда прозревший ответил вопросом на вопрос: «А кто Он, господи, чтобы мне веровать в Него?». Христос же сказал, что тот видел Его и говорит теперь с Ним. Охваченный светлой радостью, бедняк воскликнул: «Верую, Господи!» – и поклонился ему (Ин, 9:35-38). И, после этого, в окружении присутствовавших там людей, сказал Иисус, что пришел в этот мир, чтобы «невидящие видели, а видящие стали слепы». Бывшие неподалеку фарисеи, возмутившись, спросили: «Неужели и мы слепы?». На что Спаситель ответил неоднозначно: «Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас» (Ин, 9:39-41). Что означают эти слова Спасителя, на первый взгляд даже парадоксальные? Невидящими в первом случае Он здесь называет тех людей, которые действительно считают себя слепыми, т.е. далекими от Истины Божией, от Слова Божьего, иначе говоря нищих духом (осознающих свою духовную бедность). А фарисеи, в противоположность слепым, – видящие, ведь они считаются толкователями Закона Божьего, при этом отвергают от себя Бога не из неведения своего и узости ума, а из-за своих жестоких сердец, – они, видя, осознанно хулят Святого Духа и противятся Божественному промыслу.
Хотя в этом послании автор нигде не называет себя по имени, древнее предание Церкви издавна считало его принадлежащим возлюбленному ученику Христову и Евангелисту святому Иоанну Богослову. Сам стиль послания, так же как и многие слова и выражения, живо напоминают нам Евангелие от Иоанна.